Путешествие часть вторая

Путешествие из центральной России в Грузию на своём автомобиле

Часть вторая по дороге в Тбилиси

На второй день пребывания в Грузии и на третий день нашего путешествия мы двинулись в сторону Тбилиси. Наш путь всё также проходил по военно-грузинской дороге.  Нашей первой остановкой была арка Дружбы народов, которая находится на Крестовом перевале, не доезжая до Гудаури.

Около арки организована стоянка для автомобилей, что очень важно, так как по военно-грузинской дороге мало где можно остановиться, приходится созерцать всю красоту из машины.   Также перед аркой имеется стихийный рынок сувениров.  Со смотровой площадки арки открываются прекрасные виды гор.

Мы боялись, что проедем арку, высматривали её издали. Но это сделать невозможно, так как около неё большое скопление машин и людей. Также она видна издали.

Погуляв по окрестностям, изучив истории народов, изображенные на стене арки, налюбовавшись видами, открывающимися со смотровой площадки арки, мы двинулись дальше.

За 70 км до Тбилиси мы сделали следующую остановку у крепости Анаури, расположенную на берегу Жинвальского водохранилища. Крепость 16 века.

От крепости и её окрестностей открываются прекрасные виды на водохранилище.  Этот водоём так прекрасно вписался с ландшафт данной местности, что не верится в его искусственное происхождение.

Затем уже порядком устав, учитывая, что мы были на ногах с 6 утра, и  уже совершили восхождение к храму Святой Троице, выехали из гостиницы, проехали несколько достопримечательностей военно-грузинской дороги, а ведь время было лишь ещё к обеду,  поехали в Мцхету – древнюю столицу Грузии. Мы имели намерение пристально осмотреть этот древний город,  остановиться там на ночевку, а утром поехать в Тбилиси.

Когда мы приехали в Мцхету, нам показалась, что на улице жуткая жара. Может это после прохлады гор складывалось такое впечатление, но мы понимали, что сможем погулять час-два по городу, не более, а отходить ко сну к 4 часа дня как-то нас не прельщало. Поэтому мы стали склоняться к мысли, урезать наш список мест, которые мы намеревались посетить в Мцхете, осмотреть основное и поехать в Тбилиси. Проблема была лишь в том, что мы знали где можно остановиться в Мцхете, так как накануне изучили этот вопрос, а о Тбилиси мы не имели ни малейшего представления.  Как я уже говорила, мы были без интернета и ориентировались лишь по офлайн картам… О Тбилиси я лишь знала, что центр – это проспект Руставели, а сам город имеет правый, левый берег, старый и новый город. В общем караул.

Но об этом мы подумаем позже, а пока мы пошли в Кафедральный собор Светицховели. Светицховели более 1000 лет являлся самым главным собором Грузии.

Мои фото не могут передать какой собор огромный, но он произвёл на нас большое впечатление. Я была не подготовлена к походу в храм (была в шортах), но в Грузии около входа в каждый храм имеются юбки, а на то, в чём люди ходят по территории вокруг храма никто внимание не обращает.

Вокруг большая территория, крепостная стена, звонница, ворота.

Что мне понравилось в храмах Грузии, что в них постоянно преподаются различные таинства. За время пребывания в этой стране мы видели несколько крещений, множество венчаний, исповедей или духовных бесед священников с паствой. Вот и в Светицховели в момент нашего пребывания там в одной части шло богослужение, в другой крещение малыша, в третьей готовились к венчанию. Но тем не менее, в храме было много укромных, тихих уголков, где ты мог побыть наедине с Богом и с собой.

Этот храм служил усыпальницей правителей Грузии — династии Багратионов, под нашими ногами на полу мы читали надписи, о том, кто из них похоронен под этими плитами.

Светицховели переводится как «животворящий столб». Об истории строительства этого храма и его названии  есть предание, также в храме есть и сам столб. Если коротко, то предание гласит, что на месте постройки храма была могила девицы в руках которой остался хитон Иисуса Христа, привезенный в Грузию из Иерусалима некими евреями. На её могиле вырос кедр.  Несколько веками спустя в Грузию с благой вестью пришла святая Нина. Она обратилась к царю с просьбой поставить на этом месте храм. Кедр срубили, изготовили из него семь столбов, но один столб так и не смогли сдвинуть с места, из него истекало миро.

Перед этим «животворящим столбом» всегда есть молящиеся и желающие к нему прикоснуться.

На нас с мужем произвели большое впечатление иконы, имеющиеся в храме. Особенно такое не привычное изображение Спасителя.

Мы даже сначала не поняли, что это изображен Христос. Но по выходу из храма с нами заговорил пожилой священник. Я сначала за переживала, что он позвал нас потому, что я не подобающе одета, ведь по выходу из храма я сняла полученную юбку, и осталась в шортах. Он же предложил нам написать имена родственников, чтобы молиться за них. Когда я спросила про деньги, он меня отругал. Мы разговорились, я спросила про ночлег на случай если всё же останемся в Мцхете,  он дал мне свой номер телефона, сказал, что у его сына гостевой дом, дал адрес. После небольшой беседы он нас благословил. Тогда же мы показали ему фото понравившейся нам иконы и спросили, какой святой на ней изображен. Оказалось, что это сам Иисус.

Вокруг Светицховели очень красивые дома, мы немного прогулялись, сходили к месту слияния Арагви и Куры. Там есть тихое местечко — Церковь Антиохия. Она очень древняя, первоначально построена  в 4 века н.э. Конечно, до наших дней дошло уже восстановленное сооружение.

Церковь очень маленькая. Мы там были одни. Вокруг ухоженная территория. На противоположном берегу Арагви на холме виден величественный монастырь Святого Креста – Джвари. До него, к сожалению, мы так и не добрались.

Солнце безжалостно палило, акклиматизироваться мы никак не могли, жара и усталость не давали просто наслаждаться этими прекрасными местами, памятниками истории христианства, которые живы и действенны по сей день.

И в итоге мы решили не оставаться в Мцхете, а двинуться в Тбилиси, в неизвестность, так как не имели представления где нам лучше остановиться.  Лишь задали на навигаторе слово центр…